?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Фото: flickr.com, California Bakery
Онлайн-заказы еды в России за последние несколько лет стали очень популярны. Широкое распространение Интернета и гаджетов, перенос реальности в виртуальное пространство и постоянно нарастающий темп жизни - обеспечили бизнесу по доставке еды активное развитие. Насколько безопасно «питаться через Интернет», можно ли на этом сэкономить, и как повлиял экономический кризис на объем заказов, РИАМО рассказали эксперты.

Еда в один клик

Сегодня тратить время на приготовление пищи дома для многих работающих людей - роскошь, а питаться в ресторанах – не каждому по карману. Тут и приходят на помощь сервисы доставки готовой еды: для того, чтобы получить обед или ужин на дом или в офис, достаточно позвонить по телефону или оформить заказ онлайн.

Сегодня в сети можно найти не только специализированные сайты по доставке суши или пиццы. Многие заведения активно используют этот механизм: создают собственный сайт доставки, мобильное приложение или входят в агрегаторы заказов еды, которые генерируют лучшие предложение среди ресторанов и осуществляют доставку заказов.

В настоящее время самым крупным является агрегатор Delivery Club, входящий в состав международной компании Foodpanda. Этот сервис доступен в 79 городах России и сотрудничает более чем с 4 тысячами ресторанов. По словам представителей компании, в последний год количество пользователей приложением выросло в два раза.

«Сервис популярен среди всех слоев населения с разным уровнем дохода. Как и везде, у нас есть клиенты, которые делают заказы регулярно в пределах 2 тысяч рублей, а есть и те, кто заказывает на 5 - 10 тысяч рублей», - рассказал представитель Delivery Club.

Согласно статистике, которую ведут в компании, за последние месяцы еду чаще заказывали мужчины - 54%, на представительниц прекрасного пола пришлось 46%. При этом более половины заказов приходит из столицы.

«Москва вообще впереди всей России по введению любых новшеств. Естественно, в Москве интернет-сервисом для доставки еды стали пользоваться раньше, чем в других городах России. Рост до сих пор продолжается», - подтверждает руководитель проекта «Доставка» сети ресторанов «Две палочки» Николай Давыдов.

По его данным, сеть запустила интернет-сервис три года назад, при этом численность пользователей растет от месяца к месяцу.

«В среднем прирост клиентов за год составляет 30%, основная аудитория – люди в возрасте 20-40 лет», - говорит Давыдов.

По его словам, непосредственно на сайт сети приходится в среднем до 30% всех заказов, в общем на онлайн сервисы компании - сайт, мобильное приложение, агрегаторы заказов - приходится 80% всех заказов.

Борщ или пицца?

В «топе» заказов в основном пицца и суши - «нормальная» еда не так популярна, хотя в меню многих заведений начинают появляться «домашние» блюда: борщ, пельмени, выпечка.

При этом наиболее «выгодным» продуктом специалисты отрасли по-прежнему называют пиццу независимо от сезона. Хотя летом, в период отпусков, заказов поступает значительно меньше, чем в другие сезоны, пицца почти всегда в первом ряду заказов. А вот суши, по словам Давыдова – «сильно проседают».

Кризис - еде не помеха

Популярность онлайн-сервисов по доставке еды объясняется многими факторами: скорость, удобство, экономия времени. А вот вопрос финансовой выгоды достаточно спорный. Сэкономить на таком способе питания вряд ли получится: как правило, бесплатная доставка еды осуществляется при минимальной сумме заказа в 500-1000 рублей.

«Средний чек по Москве и Подмосковью за период с января по май 2015 года составил 1510 рублей, за апрель-август – 1464 рубля, это обусловлено сезонностью», - уточнили в Delivery Club.

Тем не менее, как ни странно, экономический кризис не ударил по бизнесу онлайн-заказа питания и даже сыграл ему на руку.

По словам Давыдова, в сети «Две палочки» не наблюдается снижение спроса. «Изменений в худшую сторону мы не почувствовали. Средний чек медленно, но стабильно растет», - заявил собеседник агентства.

«Экономическая ситуация не повлекла за собой каких-либо серьезных изменений у нашего сервиса. Можно обозначить только незначительное изменение в среднем чеке клиентов. К тому же, в связи с ростом количества новых пользователей наблюдается тенденция предпочтения доставки еды походам в ресторан или кафе», - отметили в Delivery Club.

Если сравнить среднюю сумму чека, то поход в ресторан, скорее всего, обойдется дороже, особенно если заказывать, например, суши онлайн не в ресторане, а в интернет-магазине – там цены заметно ниже. Хороший ресторан дорожит своей репутацией и вряд ли предложит вам плохой продукт, зато может дать бонусы в виде дополнительной порции или скидку при онлайн-заказе.

«В условиях экономической нестабильности поход в ресторан – дело дорогое, очень часто мы платим даже не за пищу, а впечатление, которое получаем. Если ситуация кризисная, когда человек хочет просто покушать – это дешевле», - объясняет преподаватель кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, член Гильдии маркетологов Владимир Киселев.

По данным организатора сервиса курьерской доставки еды Bringo Марка Капчица, в 2014 году было 80% корпоративных заказов и 20% частных, из-за кризиса корпоративных заказов стало меньше на 10%, зато частных больше, то есть теперь соотношение 70% на 30%.

«Агрегаторы и логистические компании, занимающиеся доставкой готовых блюд своих партнеров, в 2015 году вырастут несколько скромнее, чем в предыдущем, но тенденция на рост сохранится. Так, основные игроки ожидают роста отрасли по обороту в районе 11-14% против почти 25% в прошлом. Понижающее давление, безусловно, связано с экономической ситуацией, а повышающая динамика - с ростом отрасли, не достигшей пока что границ локального роста и масштабирования», - поясняет Капчиц.

Вне конкуренции

О том, что продуктовый интернет-сервис прочно занял свою нишу на рынке, спорить не приходится, об этом свидетельствует растущее количество пользователей.

При этом представители отрасли отмечают отсутствие жесткой конкуренции со смежными сервисами, доставляющими продукты на дом, среди которых и новые модные проекты по доставке наборов с ингредиентами для приготовления разнообразных блюд ресторанного уровня дома, которые набирают популярность в течение двух последних лет.

«Я не считаю это заменителем доставки готовых блюд. Люди поэтому и заказывают, что не хотят ничего готовить. Отдаленная косвенная конкуренция», - говорит Давыдов.

По мнению Киселева, эта ниша рынка будет всегда занята, а кризис может даже способствовать их развитию. «Технических ограничений здесь нет, экономических также, этот бизнес будет развиваться до тех пор, пока люди будут уверены, что едят приличную пищу. Если пройдет пара волн отравлений – этот бизнес может поколебаться. Но ниша рынка будет всегда», - уверен эксперт.

Экспресс-доставка

Несмотря на рост интереса среди населения к здоровому питанию, сегодня для многих занятых людей, а особенно для молодежи, главное – быстро и вкусно поесть, и это запросто реализуется с помощью онлайн-сервисов. Однако в погоне за «легкой едой» необходимо обращать внимание на безопасность и заботиться о собственном здоровье, ведь качество таких продуктов и их полезность – под большим вопросом.

«Готовая еда – это правильное направление, особенно для молодых ребят, которые живут без мам и пап, таких много. Но я предпочитаю готовить еду сам, по крайней мере, я знаю на каком масле это сделано, как это приготовлено, и риски получить отравление я могу снизить, это моя оценка как частного человека», - делится Киселев.

Эксперт советует не пренебрегать хотя бы элементарными мерами безопасности: прежде, чем съесть тот или иной продукт, необходимо проверить его свежесть: понюхать или оценить внешний вид, если появились сомнения – лучше не есть.

«Большая проблема доставки еды – это пробки. Например, вы заказали свежевыжатый сок, время его ферментации– 30-40 минут, а если его везут в течение двух часов, он уже не стоит тех денег», - отмечает Киселев.

Однако самые продвинутые представители отрасли уже учли и этот момент. Как рассказал Капчиц, одним из трендов рынка сегодня является сокращение времени доставки блюд клиенту. Например, проект сверхбыстрой доставки еды Bringo Lunch, запущенный в сентябре 2015 года, собирает «коронные» предложения столичных ресторанов с возможностью доставки их по Москве максимум за 30 минут из ближайших к пользователю заведений.

Итак, выбирая для себя способы питания, соизмеряя варианты со своим кошельком и возможностями, главное не забывать, что мы – это то, что мы едим.

Евдокия Никифорова
Источник: РИАМО http://riamo.ru/happen_life/20150924/615280648.html
Видео: http://360tv.ru/episode/chehov-16625