?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Любите старинные клавишные инструменты? Тогда отправляйтесь в частный музей «Семья роялей». Совсем недавно он появился в селе Еганово в Раменском районе. Познакомьтесь с экспозицией роялей и клавиров вековой давности, которые можно не только осмотреть, но и опробовать в деле.

ПУСТЬ ВИДЯТ ВСЕ

Необычный музей находится на даче коллекционера Владимира Виноградова. Владелец антиквариата по профессии маркетолог, но в какой-то момент он просто влюбился в старинные фортепиано. Первый рояль Владимир поставил в своей квартире пять лет назад: хотелось, чтобы дети занимались музыкой на инструменте с историей. Необычное приобретение 1885 года производства известной петербургской фабрики Мюльбаха сразу оценили все домочадцы, а Виноградов еще больше увлекся историей происхождения клавишных инструментов.

– Русские немцы развивали свое производство. Оказалось, что петербургские и московские фабрики второй половины XIX – начала XX века изготавливали очень качественные инструменты, на равных конкурировали с лучшими производителями Германии, с такими как Бехштейн, – рассказывает Владимир. – Первая крупная российская фабрика братьев Дидерихс образована в 1810 году, в 1816-м создана фабрика «Шредер», которая на протяжении долгого времени была одной из лидирующих.
Так, Владимир начал приобретать раритетные фортепиано одно за другим, а заодно решил, что такие сокровища обязательно должны увидеть все желающие.

К НЕМУ ПРИЛОЖИЛСЯ ЧАЙКОВСКИЙ

Всего в коллекции Виноградова девять инструментов, самые старые – французское пианино и немецкий тафель-клавир середины XIX века. В музыкальной семье есть и большой концертный рояль 1872 года фирмы «Бехштейн». Благодаря архиву немецкой фабрики удалось выяснить, что его для Московской консерватории купил талантливый пианист Рубинштейн, одним из учеников которого был Чайковский. И, скорее всего, оба великих маэстро к нему «приложились».

Судьба других инструментов не менее удивительна: в подмосковном музее есть тафель-клавир фабрики «Шредер», переживший блокаду в Ленинграде. Здесь же немецкий декорированный рояль в стиле барокко. Среди отреставрированных фортепиано есть работающие: например, можно поиграть на немецком рояле 1860 года «Рениш» и рояле-миньоне известной фирмы «Мюльбах».

– Каждый из роялей отражает определенный этап в развитии фортепианостроения, они отличаются по конструкции, – говорит Владимир Виноградов. – Мне бы хотелось иметь еще два-три инструмента, чтобы можно было представить весь путь, который прошло фортепиано от начала его изобретения до современных роялей.

ПОЧЕМ СЕМЬЯ

Все фортепиано основатель музея в Раменском районе выкупил у частных лиц, некоторые, прежде чем попасть в столичный регион, преодолели сотни километров. При этом фиксированной цены у раритетных роялей нет, одни владельцы готовы их выбросить, другие – продают за миллионы.

– Есть известный коллекционер, потомственный музыкант Петр Айду. По его словам, рояли занимают очень странную позицию на рынке антиквариата, потому что это не мебель и не часы, которые должны работать. Это вещь, которая должна звучать и при этом занимает много места, – подчеркивает владелец музея.
По словам Владимира, заработать на старинных фортепиано не выйдет, ведь их реставрация и содержание – дорогостоящее удовольствие, а настраивать инструмент необходимо каждые полгода. Однако расставаться со своими клавишными любимцами коллекционер не собирается, даже если предложат большие деньги. Ведь каждый инструмент для него по-своему дорог и уже стал членом семьи.

Интересные факты:

Старейшее фортепиано, сохранившееся до наших дней, выпущено в 1720 году. Оно выставлено в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

Одним из самых дорогих инструментов в мире считается хрустальное фортепиано «Heintzman Pianos». Оно сделано канадской фирмой специально для открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Позже его продали на аукционе за 3220 тыс. долларов.

Около 70% деталей фортепиано сделано из дерева. В современном инструменте их около 12 тысяч, притом 10 тысяч деталей подвижны.