?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Фото: Сергей Будаченков, Щелковское ИА
Уникальный музей находится в учебном центре железнодорожных войск в поселке Загорянский Щелковского района Московской области. Его история тесно связана со строительством Байкало-Амурской магистрали, а первые экспонаты собрали ветераны Великой Отечественной войны. Корреспондент Щелковского информагентства побывал в Музее железнодорожных войск РФ и узнал о грандиозной стройке в Восточной Сибири, военных подвигах железнодорожников и необычных макетах мостов и бронепоездов.

Редкие награды и знамена

История появления Музея железнодорожных войск в Загорянском связана со строительством Байкало-Амурской магистрали, которое началось в 1930-х годах и продолжалось несколько десятилетий. Поистине грандиозный проект привлек внимание не только советской, но и мировой общественности. Этот интерес и подтолкнул руководство Вооруженных сил СССР к созданию экспозиций по истории железнодорожных войск.

К проектированию будущего музея и сбору артефактов активно подключились ветераны Великой Отечественной войны. Он разместился в бывшем спортивном зале одной из лучших частей железнодорожных войск – в подмосковном Загорянском. Торжественное открытие состоялось 20 февраля 1976 года.

Сегодня в музее находятся около 15 тысяч экспонатов, причем 1,5 тысячи относятся к особо ценным. Среди них личные вещи тех, кто прославил железнодорожные войска. Это советский военачальник, крупный деятель железнодорожных войск, участник Гражданской и Великой Отечественной войн Николай Борисов, советский военный деятель, генерал-полковник, участник Великой Отечественной войны Павел Кабанов, советский военный деятель, полковник, партизан-диверсант Илья Старинов, космонавт Виктор Савиных и многие другие. Китель Николая Борисова до 40-летия Великой Победы также хранился в Загорянском, но впоследствии был передан в Центральный музей Великой Отечественной войны.

С особым трепетом работники музея относятся к наградам, некоторые из которых выпущены в единичных экземплярах, и к знаменам. Пять из них уже второй год подряд проносят по Красной площади во время парадов Победы, – знамена 7-й, 29-й и 45-й отдельных железнодорожных бригад, 12-го эксплуатационного железнодорожного полка и 76-го железнодорожного батальона.

Старинный колокол

Экскурсии по музею начинаются не с первого, а со второго этажа, где экспозиция связана с историей и боевыми заслугами железнодорожных войск. Посетителям расскажут об их создании и значении для страны как в прошлом, так и в настоящем.

По мнению руководителя музея Владимира Юревича, революционный период представлен незаслуженно мало. Он планирует расширить экспозицию, так как в запасниках есть необходимые для этого экспонаты.

В музее можно посмотреть на макеты бронепоездов, которые использовались во время Первой мировой войны. Также здесь представлено множество исторических документов. Один из запоминающихся экспонатов – небольшой станционный колокол, покрытый золотой краской.

«Сотрудники музея увидели его на одной из станций во время поездки на БАМ. Возможно, он там находился со времен строительства Транссибирской магистрали, которую закончили возводить в 1916 году. В итоге этот колокол в обычном солдатском рюкзаке был привезен к нам», – рассказывает Юревич.

Экскурсовод расскажет посетителям музея о том, почему расстояние между рельсами в России было шире, чем в Европе, когда появились форма и эмблема железнодорожных войск, и как выглядел первый отечественный локомотив.

Телеграмма Жукову

Основная экспозиция на втором этаже музея посвящена периоду Великой Отечественной войны. Здесь можно узнать о подвиге Виктора Мирошниченко, который в 1941 году ценой собственной жизни взорвал мост на пути у наступавших немцев. За это ему было присвоено звание героя Советского Союза, он стал единственным из железнодорожников, получивших эту высокую награду. В музее хранятся личные вещи сержанта Мирошниченко.

Участие железнодорожных войск в битве за Ленинград представлено в музее особо. Помимо документов и личных вещей солдат можно увидеть панораму сражения, которая плавно переходит в объемные фигуры.

Отдельный стеллаж посвящен событиям 25 апреля 1945 года, когда машинист сержант Андрей Лесников привел первый поезд в Берлин. Почетное место занимает копия телеграммы военачальника Николая Борисова, отправленной маршалу Георгию Жукову. В ней сообщалось, что поезд прибыл к месту назначения. Ответ полководца также представляет интерес – «Молодцы».

Бесценное знамя

В Гвардейском зале музея представлены экспонаты, связанные с 28-й железнодорожной бригадой. Среди них особое место занимает красная ткань с вышитыми вручную словами благодарности воинам из ОВЖДБ – отдельного восстановительного железнодорожного батальона.

«Наши войска заняли оборону на станции Синтяновка в Луганской области и в первые же дни боев погнали врага. Местные жительницы ночью на сатиновой ткани вышили слова «Защитникам ст. Синтяновка – 3-й роте 12 ОВЖДБ от партийных и общественных организаций поселка имени Фрунзе». Эту ткань хранили, как знамя, она вся пропитана кровью и посечена осколками. Наверняка, защищая ее, погиб не один солдат», – рассказывает начальник музея.

Два уникальных макета

В музее представлены и необычные экспонаты, например, макет моста, история создания которого довольно интересна. В 2001 году герой Социалистического Труда Иван Гаркавенко посетил музей, а спустя четыре месяца подарил ему макет моста через реку Ловать в районе города Великие Луки. Гаркавенко принимал участие в его восстановлении в 1943 году. Профессионалы до сих пор удивляются, с какой точностью и любовью сделан этот макет.

«А ведь ветерану тогда было 80 лет, и специального образования он не имел», – отмечает Юревич.

Также здесь хранится экспонат, подаренный еще одним героем Социалистического Труда – Василием Жуковым. В годы войны он был кузнецом и прославился тем, что создал приспособление для изготовления деталей, применяемых при укладке рельс. Благодаря ему производительность труда возросла в несколько раз. При посещении музея в 1986 году Жуков с военнослужащими за два дня изготовил макет полевой кузницы и передал его в экспозицию.

Строители БАМа

Первый этаж музея посвящен периоду с 1946 года до наших дней. Разумеется, главное пространство занимают экспонаты, связанные со строительством БАМа. Посетители увидят здесь значки и личные вещи военнослужащих, принимавших участие в этой грандиозной стройке, а также макеты техники, орудия труда и многое другое. Экскурсоводы покажут современные приспособления для укладки рельс, шпал и возведения мостов.

Кроме того, на первом этаже музея хранятся личные вещи космонавта, дважды героя Советского Союза Виктора Савиных, который служил в железнодорожных войсках.

Адрес: Щелковский район, п. Загорянский, ул. Розы Люксембург, д. 5, в/ч 11300

Телефоны: 8-496-526-97-66, 8-496-566-73-86

Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 кроме понедельника, воскресенья и первой среды каждого месяца

Музей железнодорожных войск РФ находится на территории военной части, поэтому необходимо заранее договориться о посещении. Возможно только экскурсионное обслуживание, в группе должно быть до 25 человек. Письмо с просьбой об экскурсии следует оставить на контрольно-пропускном пункте учебного центра в Загорянском. Также можно сделать заявку, позвонив по указанным телефонам.

Источник: http://riamo.ru/places_details/20160510/622763757.html

Recent Posts from This Journal