?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



С Коломенским Кремлем связан цикл поэтических легенд о Марине Мнишек, имевших за собой реальную историческую основу. Марина Мнишек была дочерью польского воеводы Ежи Мнишека и женой Лжедмитрия I. В народной памяти она сохранилась как жадная до денег и власти интриганка, безбожница, еретичка и даже колдунья. После свадьбы честолюбивая Марина получила царский титул, при этом ей было позволено проповедовать католицизм. Но замужем за самозванцем она пробыла совсем недолго. После его гибели во время резни 17 мая 1606 года Марина была спасена боярами, а позже отказалась от титула и была спроважена на родину.

Однако в скором времени она признала в Лжедмитрии II своего чудом спасшегося мужа. Но и на этот раз семейное счастье продлилось недолго. После смерти второго мужа она находит себе покровителя в лице атамана Заруцкого и надеется отстоять права своего родившегося к тому времени сына на престол. Но, увы, злополучных любовников ловят в Астрахани. Заруцкого и сына Марины казнят в Москве, а саму Марину бросают в подземелье угловой башни Коломенской крепости, где, судя по всему, она и встретила свою смерть. Сама башня, в которую была заточена политическая авантюристка, с тех пор получила в народе прозвище Маринкина.





После гибели Марины Мнишек на Коломенской земле множатся легенды, относительно ее судьбы. Интересно, что в одних преданиях Марина предстает исключительно как враг народа, интриганка, заслужившая свою печальную долю. Ее называют колдуньей, которая могла обращаться в сороку и таким образом спасаться от преследования. Негативный образ Марины Мнишек связан также с тем, что именно она привезла вилку на русскую землю, чем поразила всех бояр – в те времена принимать пищу было принято руками. В других легендах она едва ли не становится святой мученицей, брошенной деспотичным и жестоким мужем в темницу. Но разнящиеся легенды сходятся в одном – считается, что Марина обратилась в птицу и улетела из башни на волю.



Образ Марины Мнишек, брошенной в Коломенскую крепость, волновал поэтов серебряного века. Он встречается в стихах Велимира Хлебникова, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. В эпоху СССР возникает совсем невероятный сюжет - Марина Мнишек предстает в образе революционерки, восставшей против царизма и поплатившейся за свои прогрессивные взгляды.